Ровно 10 лет назад (в 2009 г.) я начал рисовать комикс про гнома в лесу. Было страниц 20-30. Пытался доделать, расширить, сделать полноценную книжку. Бросал, поднимал, забывал про него на годы. Потом (где-то пару лет назад) вспомнил, додумал, допридумал историю и за день сделал раскадровку. Еще год понадобился, чтобы нарисовать, раскрасить, сделать пробный макет, исправить ошибки и непонятности и наконец полностью доделать.

2 августа 2019 года книга подписана в печать в издательстве “Бумкнига” (С.-Пб.), а 28 сентября 2019 г. в рамках 12 комиксного фестиваля “Бумфест” официально представлена широкой публике.

Аннотация

Жизнь трудна, когда ты — маленький гном посреди бескрайних лесов. Твои родители убиты неведомыми тварями, твой дом уничтожен здоровенными мужиками, а твои новые знакомые — то ли красавицы, то ли чудовища. Путь маленького гнома начинается именно в такой непростой момент, и куда он его приведёт — покажет время…

Технические характеристики: офсет, двухцветная печать, 130×180 мм, 144 страницы, мягкая обложка, 12+

Купить книгу

Пример страниц


Фанарт на Гнома – Сергей “Redisoj” Ключников


Лекции и раздача автографов

Лекция на Бумфесте. Санкт-Петербург, 28.09.2019
Встреча со студентами СПБГУТД, 27.09.2019

Бумфест, 28.09.2019

Рецензия на книгу

Автор: Alexander Lisovsky (с сайта Лабиринт.Ру), 12.10.2019

Маленькая книжка про маленького гнома в полосатом колпаке, как у Буратино. У гнома трагичная судьба, и живёт он в лесу совсем один. Из русских сказок нам известно, что в лесу может случиться что угодно, и полёт авторской фантазии ничем особо не ограничивается (не буду приводить примеры, дабы не вышло спойлеров, но Захар Ящин тут знатно безумствует и заодно ненавязчиво глумится над многими популярными штампами как современной культуры, так и сказочной).

Вся книга написана практически без слов, прочесть её можно за час. Повествование несколько бессвязное, но есть и хорошие идеи, и прекрасные образы. Главный плюс тут, конечно, рисунок — превосходная тушь, весёлые мордашки и мастерские цветовые вкрапления — основное чёрно-белое действие уместно подчёркивается ярко-оранжевыми элементами, а также периодически разряжается насыщенно-оранжевыми флэшбеками.

Книга напомнила мне “Пиноккио” Виншлюсса (минус трэш) и “Прекрасную тьму” Кераскоэтов (минус гадости), но вообще достаточно самобытна. Рекомендую, если в комиксах вас в первую очередь привлекает визуальная составляющая, а в сюжете — весёлый задор, смелые повороты и накал сюрреализма.

Оригинал: https://www.labirint.ru/reviews/show/1989994/


Еще одна рецензия

«ПОСЛЕДНИЙ ЛЕСНОЙ ГНОМ» (БУМКНИГА)
Автор: Максим Гранько,  30.10.2019

Отечественный комикс всегда вызывает у меня предвзятость, что очень легко объяснить, когда ты рос на американской культуре почти с пеленок и лишь на третьем десятке жизни набрался ума расширять свой кругозор семимильными шагами во все возможные стороны (а к размену четвертого и подавно). И все же, отечественный комикс для меня так и остался зверем диковинным, подлинный интерес вызывающим крайне редко, потому что, – и будем смотреть правде в глаза, – уровень этого искусства у нас развивается и растет, но делает это почти безсистемно. Собственно, воды я налил не просто так, а дабы компенсировать нехватку букв в комиксе о котором пойдет речь, ведь сегодня я хочу рассказать о “Последнем лесном гноме” Захара Ящина от Бумкниги.
Про главную, пусть и не самую оригинальную, но редкую (в таком объеме) особенность комикса я уже намекнул выше, – здесь практически нет традиционной речи. При этом автор оставил все звуки и, – что мне поначалу показалось спорным, – сильные эмоциональные восклицания, хихиканья и прочие схожие вещи. При всем моем изначальном скепсисе к данной работе, желание автора показать максимальные навыки не только графики, но и сторителлинга во многих его аспектах меня просто пленило.
Раз я начал с речи и леттеринга, замечу, что  речь здесь именно нетрадиционна, и заменяет ее подобие инфографики в виде комиксов внутри комикса; персонажи в ней общаются визуальными и символическими образами, в том числе более привычными знаками препинания. Не могу не отметить и оранжевых акцентов, селективно придающих многоплановости и объема графическому звучанию; дополнительно это все подкрепляется обводкой, заливкой, сжатием и т.д.
Общая стилистика здесь работает в лучших традициях современного комиксного минимализма; при всей милоте, юморе и, если угодно, “мультяшности”, чувство страха и напряжения не покидает вас больше чем на пару страниц. И в этом кроется секрет притягательности “Гнома”, – сделан он по негласным канонам современного комикса для взрослой аудитории, с элементами слайс-оф-лайф и, так сказать, о вечном, чтобы не только развлекать читателя, но и заставлять его рефлексировать и перекладывать опыт персонажей на свою жизнь. Эта история стара как мир, можно даже сказать, что она буквально первобытна, но в купе с авторской стилизацией и богатым набором рассказчика она дышит самостоятельной жизнью, красочной и яркой.
К слову о красках, комикс выполнен в целом монохромно (с тонировкой на флэшбеках) с оранжевыми пятнами-акцентами, и цвет здесь значительно влияет на динамику повествования и общее настроение.
Нельзя не отметить и редкие, но воодушевляющие и бодрящие игры с раскадровкой, вроде двойного композиционного и сценарного движения в рамках одной сцены на 4 симметричные панели (см.ниже). Даже вылезание за рамки панелей букв и др. деталей как бы добавляет динамики, направляет и разгоняет читателя вместе с персонажем; просто красота.
Вообще лаконичность и законченность таких сцен при явно цельном общем повествовании здесь не редкость. В купе с речевыми фишками хочется предположить, что автор явно знаком не только с западными комиксами, но и с анимацией разного времени; очень уж много нюансов отсылают искушенного читателя к чему-то псевдо винтажному и может даже раннему диснеевскому.
При всем при этом очень легко найти здесь “лишние” с точки зрения сценария вещи (например, внезапная обнаженка практически единственной женщины-человека в комиксе и нарочито нелепая ее цензура;  или топорные библейские оммажи под конец истории), но эти внезапности здесь не вычурны, а наоборот умеренно безумны и на правах странного авторского мира выглядят даже интересно, так сказать, в духе андерграунда с экспериментами.
Последним безусловно жирнющим плюсом истории “гнома” является его универсальность и глубина. Сама история и без поиска надуманных скрытых смыслов и моралей (хотя и хочется) весьма богата и рассказывает о борьбе с потерями, мести, семье и смене поколений. Очень хочется сравнить данную работу с комиксом “Три Тени” Сирила Педросы, только перевернутым с ног на голову. И если это не высочайший комплимент Захару Ящину как сторителлеру и комиксисту, и веская причина для вас читать этот комикс, то я право не знаю, что вам еще нужно.

Экземпляр книги для обзора был щедро предоставлен издательством Бумкнига.

Оригинал: http://comicsource.ru/komiksy/obzory/made-in-russia/poslednij-lesnoj-gnom-bumkniga/


Обзор комикса «Последний Лесной Гном»

Автор: Сергей Афонин (GeekCity), 15 ноября 2019

Нарисовать немой комикс — вызов для любого комиксиста. Здесь надо со всех сил напрячь свой талант и опыт, чтобы представить свою историю без единого слова. И вот Захар Ящин попытался, а издательство «Бумкнига» представило результат на наш суд.
«Последний Лесной Гном» — история одинокого гнома, который пытается найти в лесу новый дом, семью и любовь.
Изначально мы знаем о персонаже практически ничего, но чем дальше, тем больше раскрывается как прошлое малыша, так и его сегодняшние мечты и желания.
Например, все мы мечтаем о крыльях. Чем он хуже?
Сам мир, который окружает героя, отсылает нас к первым вариантам сказок братьев Гримм. Лес — не приветливое место с птичками, это опасная, таинственная чаща, в которой спряталось зло и другие опасности.
При этом, сам гном является главным лучиком света в этом мире. Он наивен и непосредственен, добр и обаятелен. И его путь через этот мир, который в итоге перерастет в эпическую историю противостояния добра со злом, очаровывает с первых страниц.
Сам рисунок состоит из трех цветов — черный, белый и оранжевый. Играя с ними, Ящин создает глубокие картины с динамичными тенями, мощными линиями и вызывающим улыбку главным героем.
У него отлично выходит рисовать как глупых големов, так и почтичтосексуальной ведьмой и водяными. Особенно приятна динамика между флэшбеками и основным повествованием. Она отлично подчеркнута как толщиной линий, их резкостью, так и цветовым обозначением.
«Бумкнига» выпустила историю в маленькой книжке, которая будто создана для того, чтобы мама ее «читала» ребенку перед сном. Миленькая, приятная на ощупь, с насыщенными цветами и мягкой обложкой, она лаконична и очень красивая.
«Последний Лесной Гном» вызывает искреннюю улыбку и очаровывает свой непосредственностью и наивностью, помещенную в жестокий мир злых духов и магии.
Кажущаяся на первый взгляд обычной, к середине книга раскрывается с новой стороны, способная обрадовать как детей, так и взрослого читателя. Рекомендуем к ознакомлению.

Оригинал: http://geekcity.ru/obzor-komiksa-poslednij-lesnoj-gnom/


«Последний Лесной Гном»

Бородатый Обзор, 20 ноя в 8:17

Сюжет комикса и его подача.

Сюжет предложенной нам Захаром Ящиным графической истории состоит из двух, развивающихся параллельно друг другу на протяжении всей книги и пересекающихся лишь в её конце, сюжетных линий. Одну мы будем считать и называть основной, а вторую, соответственно, второстепенной. События первой из них берут своё начало в дупле дерева, где на подушке из опавших листьев, свернувшись калачиком и подложив руки под голову мирно спит главный герой комикса, маленький лесной гном. Однако, уже через несколько кадров мы видим, как тот резко открывает свои глаза и задавшись вопросом «Что это за шум доносится снаружи?» решает выглянуть из окошка своего жилища. Высунув голову из дупла он видит, как здоровенный волосатый мужик, одетый в жилетку на голое тело, шорты и шлёпанцы рубит дерево в котором он живет. Естественно, ему ничего не остаётся, как одеться и отправиться куда глаза глядят, лишь бы подальше от этого места. Вскоре наш герой выходит к обушке леса, где возле берега реки уютно расположилась и потихоньку обустраивается небольшая деревенька. Ведя скрытное наблюдение за тем, что в ней происходит, он начинает замечать, как от голода все сильней и сильней урчит его живот. Однако, выйти к незнакомым людям и попросить у них немного еды ему не хватает мужества, поэтому у него в голове рождается гениальная мысль, своровать её под покровом ночи. Заканчивается это все знакомством с женщиной, которая печёт хлеб. Будучи очень доброй она решает не наказывать забравшегося к ней в дом воришку, а накормив и объяснив, что воровство – это плохо, приготовить с ним очередную порцию хлеба. После этого события жизнь маленького лесного гнома резко меняет вектор своего развития и начинает бить ключом на события, знакомства и приключения, в ходе которых он обретает верных друзей, находит любовь всей жизни и побеждает ужасное чудовище, решившее захватить власть над жителями деревни.

Вторая сюжетная линия комикса представляет собой ни что иное, как воспоминания главного героя о гибели родителей. Изначально мы видим в них лишь финальные события, такие как: сражение отца с таинственным существом и самопожертвование матери ради спасения своего ребёнка. Однако, ближе к концу книги, из рассказа её главного антагониста мы узнаем, с чего все началось и почему он так въелся на людей.

Ну, а теперь давайте обмолвимся парой слов о технической части сюжетной составляющей предложенной нам истории. В первую очередь мне хочется напомнить Вам, что «Последний Лесной Гном» – это комикс без слов, соответственно все тонкости и подробности его сюжета читатель должен додумывать сам, опираясь на расположенные у него на страницах немые кадры. Благо, с этим ни у кого никаких проблем возникнуть не должно, ибо Захар Ящин проделал не только отличную сценарную работу, но и грамотно выполненную раскадровку своей истории, глядя на которую не нужно обладать запредельной фантазией, чтобы понимать что происходит в кадре. Данное обстоятельство является огромным плюсом для книги, ведь в первую очередь она рассчитана на детскую аудиторию. Комикс читается очень легко, но не так быстро, как кому-то хотелось бы. Причиной этому опять же является отсутсвие слов, ведь это заставляет читателя больше времени проводить над каждым кадром.

Рисунок, в котором выполнен комикс.

Из предыдущего пункта обзора мы знаем, что сюжетная составляющая рассказанной нам истории состоит из двух взаимосвязанных между собой частей, прошлого и настоящего главного героя. Если взглянуть на визуальное исполнение каждой из них, то хватит и пары секунд чтобы придти к выводу о том, что нарисованы и покрашены они абсолютно по-разному. В первом случае нам предлагают лицезреть приятный глазу рисунок с предельно простым и незамысловатым исполнением персонажей, а так же окружающего их мира. Ему присуща аккуратность и, если так можно выразиться, опрятность в исполнении, использование художником при контурировании средних, по своей толщине, линий и ярко выраженная мультяшность. Ну, а покрашен он в чёрный, оранжевый и множественные оттенки серого. Кстати, оранжевый используется крайне редко и зачастую для создания акцента на каком-то конкретном предмете (морковка на грядке, жилетка главного героя) или же событии (восход солнца) в ходе повествования истории. Конечно, на страницах комикса присутствует и белый, но он идёт не в счёт, ибо является цветом бумаги. Во втором случае пред нами предстанет грубый, неотесанный и крайне небрежный рисунок, который визуально выглядит как антипод первому арту, входящему в графическую составляющую рассказанной нам истории. В отличие от своего предшественника в нем контурирование персонажей делается тонкими линиями, а палитра для его покраски насчитывает лишь два цвета, чёрный и оранжевый. Подобный подход к визуализации сюжета истории далеко не нов и встречается предельно часто в комиксах. Все дело в том, что за счёт разностей стилей рисунка читателю обеспечивают, практически, мгновенное погружение в флэшбеки главного героя. Плюс, с его помощью всегда можно осуществить художественный приём «История в истории».

Что понравилось в комиксе:

– Комикс без слов. Данное обстоятельство идёт не в минус, а в плюс книге, ибо даёт читателю больший полет фантазии в разворачивающихся на его глазах событиях. Плюс, ты всегда сам можешь додумать определенные сюжетные моменты.
– Сюжет комикса. Захар Ящин написал простой, но крайне интересный сюжет, который будет интересно как взрослым, так и детям.
– Флэшбэки. Они играют не маловажную роль для сюжета рассказываемой истории, ибо хранят в себе тайну гибели родителей главного героя.
– Антагонист. Его мотивы абсолютно просты и до боли примитивны, однако, для сюжета их вполне достаточно. Плюс, в начале истории он ведёт себя очень и очень грамотно, действуя внезапно и втихаря.
– Рисунок, в котором выполнен комикс. Захар Ящин подарил своей истории невероятно милый мультяшный рисунок, который однозначно придётся по душе любому читателю.
– Красивая игра с прикрытием приятных форм женщины-пекаря, которая лишилась своей одежды благодаря действиям антагониста.
– Формат книги. Книга имеет относительно небольшой размер, что делает её не только визуально привлекательной для глаза читателя, но и крайне удобной для транспортировки. Она легко войдёт в маленькую женскую сумочку или же карман рюкзака.
– Красивый хэппи-энд.

И не «+», и не «-»:

– Возрастное ограничение «12+». Я не отрицаю тот факт, что в ходе повествования истории встречается парочка возрастных сцен, однако все они, как мне кажется, абсолютно безобидны и не могут травмировать детскую психику. Конечно, все это делается из-за нашего законодательства, которое может ставить рейтинг «6+» детскому мультику, где 90% шуток рассчитаны на взрослую аудиторию (речь идёт о «Angry Birds).
– Тело женщины-пекаря при первом её появлении выглядит более стройным нежели чуть позже. Самое интересное, что изменения происходят всего за пару страниц.
– Безумная причудливость ряда сюжетных моментов. Например, таких как наличие настоящих костей у рабочих, которые по сути представляют собой хлеб.
– Легкая сюжетная предсказуемость факта, что только главный герой смог разобраться с главным антагонистом.

Что НЕ понравилось в комиксе:

– Главному антагонисту истории отведено крайне мало времени. Однозначно хочется больше и масштабней действий с его стороны. К примеру, той же змее, как мне кажется, выделено гораздо больше.

Вердикт:

«Последний Лесной Гном» Захара Ящина – это замечательный детский комикс с увлекательным сюжетом, обрамлённым в милый мультяшный рисунок. Он будет интересен не только его потенциальным читателям, но и их родителям, ведь рассказываемая в нем история, по своей завязке, ходу повествования, множеству различных сюжетных аспектов и финальному накалу страстей, могла легко быть рассказана в каком-нибудь семейном полнометражном мультфильме. Ну, а тот факт, что внутри него нет ни единого слова, даёт взрослым лишний повод провести время со своим чадом и глядя на страницы книги поведать тому о приключениях, которые переживает её главный герой. Лично я, как отец двоих детей, очень рад, что в нашей стране начали издаваться подобного рода комиксы и очень надеюсь, что им одним все не ограничится.

Оценка: 8,0/10,0.

Огромное спасибо издательству «Бумкнига» за предоставленный для обзора экземпляр данной книги.


Последний лесной гном. Рецензия

Сценарист Владимир Максимушкин, 21.11.2019

Когда я сидел в кафе и перечитывал «Гнома», чтобы получше разобраться в сценарии и написать рецензию, ко мне подошёл мой знакомый со своей 15-летней дочерью. Я предложил ей почитать комикс. Она взяла его с осторожностью и, пролистав первые несколько страниц, протянула мне книгу обратно, сообщив со скромной улыбкой, что «там ничего не понятно». Во мне тут же проснулся учитель, и я начал ей пояснять что там происходит, как отличить настоящее время от флэшбека и что тут нужно внимательно разглядывать каждый кадр, чтобы понять происходящее. Она попробовала второй раз и теперь закрыла книжку лишь на последней странице.

«Последний лесной гном» — комикс не совсем привычный, он без реплик, но при этом со звуками; он чёрно-белый, но при этом с цветовыми акцентами. Это может и оттолкнуть с непривычки, но если втянетесь, получите массу удовольствия!

Режим «читатель»

На мой взгляд, это история о поиске счастья. Главный герой здесь — маленький человек, который преодолевает самые разные жизненные испытания, теряет семью, но продолжает попытки обрести мир и спокойствие.

При первом прочтении я погрузился в мир истории, с интересом разглядывал персонажей, отдельные кадры, компоновку страниц и т.д. В каждой рецензии, что я читал, была следующая страница:

И я не могу её не показать, настолько она прекрасна. Посмотрите, как тут ловко через порядок чтения кадров обыграно движение и одновременность событий. Гениально!

Повествование в целом построено очень гладко, всё читается, всё понятно, несмотря на отсутствие слов. Думаю, даже русский язык для чтения «Гнома» знать не обязательно, потому что звуки порой говорят сами за себя.

Закрыл книгу я с приятным послевкусием в душе. Это было классно!

Режим «сценарист»

Потом я прочитал книгу ещё раз, уже как сценарист. Читал нарочно внимательно, вдумчиво, останавливался, задавал себе каверзные вопросы и ответы нашёл не на все.

Разная манера повествования

Обычно в историях повествование ведётся каким-то одним способом. Например, от первого лица или от третьего, их смешения я не встречал. В «Гноме» сперва всё действие происходит вокруг главного героя — Гнома, и мы как бы становимся свидетелями его жизни. Но потом начинаются вставки, про второстепенных персонажей, которые действуют независимо от героя.

По большому счёту, ничего страшного в этом нет, но мне почему-то хотелось, чтобы всё повествование вращалось исключительно вокруг Гнома.

Нераскрытые герои

В истории есть один важный персонаж — Женщина-колдунья. Она живёт в лесу и выпекает, словно хлеб, больших мужиков, которые потом на неё работают. Ещё она лечит животных, кормит Гнома и моется в бане.

Признаться, когда я увидел, что это она создаёт мужиков, то решил, что это она истребила всех гномов, точнее, мужики по её приказу. Она представилась мне чем-то вроде госпожи Эбоси из «Принцессы Мононоке». Персонаж, совершающий жёсткие, но оправданные со своей стороны поступки, возможно, даже служащий какой-то великой цели.

Но в комиксе так и не рассказали кто она и зачем она делает то, что делает. Она просто играет небольшую роль в жизни Гнома и тихонько отходит в тень. Жаль, я очень хотел бы узнать про неё больше.

То же самое можно сказать про Птичку — избранницу Гнома.

Она появляется и тут же проникается симпатией к нашему герою. Он, конечно, пытается её завоёвывать, ухаживать за ней, но по её реакции понятно, что ничего этого Гном мог бы и не делать — она уже готова пойти с ним до конца. Если бы в комиксе нашлось место для более детального развития любовной истории, мне кажется, было бы лучше.

Непонятности

Мне кажется, сцена, когда Гном обвиняет Русалочку в том, что она съела мужиков, получилась не совсем точной.

Когда мы её читаем, создаётся полное ощущение, что она действительно их съела и оправдывается тем, что они первые съели её мужа. Но на самом же деле, всё было не так! Нужно было как-то так показать реакцию Русалочки на обвинения, чтобы при первом прочтении она выглядела так же, как сейчас, а при втором прочтении, когда читатель был бы уже в курсе случившегося, по-другому.

Сцена, где мужики гоняются за Русалочкой по реке, вообще показалась мне лишней. Она динамичная, эмоциональная, смешная, но совершенно не работает на сюжет. Вот если бы именно из-за этой погони был найден главный монстр, дело другое. Но он появляется сам по себе.

Итог

Знаете, вот я сейчас написал об этих сценарных недостатках, но понимаю откуда они взялись. И знают все, кто был на выступлении Захара на фестивале ComicStreetFest. Дело том, что работа над комиксом шла 10 лет. За это время история развивалась, изменялась, обрастала подробностями и глубиной. Неудивительно, что часть сцен не совсем работает на общий сюжет.

Но несмотря на всё это, комикс мне понравился! Я считаю, что именно таких комиксов нам сейчас очень не хватает.

Спасибо, Захар!



Leave a Reply