Л.Диденко. «Генерировать единицы смысла»

Нашел старое интервью со мной, написанное Леонидом “Роджером” Диденко (1976-2014) еще в 2012 году.

Арт-группа “Квадрат”

Browse > Home / Колонка /

«Генерировать единицы смысла»

Леонид Диденко

Апрель 3, 2012

Амплуа Захара Ящина определить непросто: «настоящим художником» он себя не считает, хотя стиль его графики узнаваем и элегантен. На жизнь зарабатывает дизайном (одно время работал в студии Артемия Лебедева), изобретением логотипов и журнальными иллюстрациями. А еще, последние пять лет, Захар рисует комикс про героя нашего времени, которого он легкомысленно назвал просто Чувак. Серия рисованных историй «Про Чувака» (в 2010 году ее выпустило питерское издательство «Бумкнига») по силе обобщения и точности деталей времени сравнима с работами Олега Куваева, создателя Масяни.

Когда ты отказываешься называть себя художником – это кокетство?

Я никогда не стремился заниматься живописью, реалистичным искусством. Я не очень понимаю и чувствую цвет, мне всегда хватало белого и черного. С детства меня привлекали книжные и журнальные иллюстрации. Я всегда мечтал быть оформителем изданий – и, пожалуй, моя мечта сбылась. Еще в детстве делал самодельные книги и журналы, книжки комиксов. О существовании последних я узнал из пропагандисткой книжки про нехорошее буржуазное массовое искусство, и мне понравилось. А на втором курсе открыл для себя станковую графику.

А как люди становятся шрифтовиками?

Нормальные люди заканчивают Полиграфический институт по специальности «дизайнер шрифтов». А самоучки вроде меня на всю жизнь остаются под впечатлением от красивых букв. Я всегда обращаю внимание на заголовки, шрифты, всегда залезал на последнюю страницу книги, чтобы прочитать названия. В СССР (а точнее – в докомпьютерную эпоху) шрифтов было мало, их я все выучил. Работа с шрифтом предполагает определенную аскезу: он должен быть безликим, причесанным и облизанным, личность художника не должна проявляться. Но при этом отличаться от других, давать тексту новую интонацию.
Когда появились компьютерные шрифты, они стали способом самовыражения. Появилось огромное количество мусорных шрифтов. Потом количество все-таки перешло в качество, люди научились пользоваться новыми инструментами, глубже проникли в шрифтовое дело, и начали делать интересные вещи. За полтора десятилетия выросла целая новая культура, содержательно сопоставимая со всем, что было создано за предыдущие эпохи, начиная со средневековых рукописных книг. Разумеется, я постоянно слежу за новинками. Стараюсь выбираться на встречи шрифтовиков, в Москве, в Харькове, на Свято-Кирилловский фестиваль, организованный каллиграфом и преподавателем Олексием Чекалем на базе Харьковского художественного училища. Шрифтовиков на постсоветском пространстве мало и почти все знакомы друг с другом.

Расскажи о работе в Студии Лебедева.

Там ценят способность человека генерировать единицы смысла. Это единственное, что определяет и зарплаты, и возможности сотрудника. Там много творческих интересных людей. Если в других студиях таких по одному-два, то в студии Лебедева одно время работало больше 200 человек. Эта была очень интересная работа, но позже я захотел вернуться в Орел, к семье. А удаленная работа имеет свои ограничения, у Лебедева особое отношение к формату общения с сотрудниками. Но я и сейчас принимаю участие в некоторых проектах.

Насколько Артемий Лебедев в личном общении соответствует своему хулиганскому интернет-имиджу?

Вообще никак. Насколько актер соответствует своему персонажу? Помнишь, у Веллера есть рассказ «Записная книжка», где человек нашел на улице блокнот, начал читать и понял, что его владелец – редкий мерзавец, которому при встрече нужно дать в рыло. Потом, когда владелец книжки нашелся, оказалось, что это драматург, который разрабатывал образ героя для новой пьесы, отвратительного молодого человека, циника и сволочи, а в блокнот он записывал найденные удачные моменты и реплики. Лебедевский ЖЖ – аналог такой записной книжки. Белиберду он пишет в ЖЖ, а другие люди думают, что это квинтэссенция его внутреннего мира. Артемий прекрасный человек, интеллектуал, эрудит невозможный, у него огромное количество знаний, по любому вопросу может дать совет, очень хороший художественный руководитель.

Почему ты обратился к такому низкому жанру, как комикс?

Обычно комикс понимается как средство выражения подростковых фантазий про суперменов, там должно быть «мясо», инстинкты всякие нехорошие. Но существует и андеграундный, альтернативный комикс, рисованные истории, я давно ими интересуюсь и собрал уже гигантскую коллекцию. Для меня это художественное средство, сплав отрисовки и литературной основы, когда ты рассказываешь историю в картинках при помощи слов. Когда появляются вещи, которые нельзя рассказать в одной картинке, есть потребность рассказать историю. Комикс позволяет выражать свои настоящие чувства практически в открытую, не камуфлируя их каким-либо символическим образом. Это, пожалуй, эгоистично, но я увидел, что многим удается это делать очень хорошо, и понял, что могу так же. Писатель я никакой, художником в полном смысле слова меня тоже назвать нельзя, но в рисованной истории одни способности поддерживают и усиливают другие. Как правило, то, что я хочу сказать, укладывается в четыре картинки: завязка-развитие-кульминация-развязка.

Расскажи о Чуваке.

Как я всюду пишу, это парень с породистыми тараканами в голове, которых он хорошо кормит. Возраст? Думаю, он стареет вместе со мной (но не взрослеет). Вероятно, он свободный художник, фрилансер. У него нет постоянной работы, куда нужно ходить, и он много времени проводит дома. Ему, как и мне, уже заметно за тридцать. Он весьма склонен к рефлексии. Отчасти параноик: в каких-то событиях и деталях жизни он видит заговор. Или иначе: через детали собственной жизни понять устройство мироздания, найти его законы. Это отнюдь не положительный герой, и сам это отлично осознает. В одной из историй он прямо говорит: «Не берите с меня пример», в другой упоминается его панковское прошлое. Но он вечный ребенок, не хочет взрослеть, не хочет брать ответственность на себя. По его отношениям с женщинами можно увидеть, что он не совсем адекватен, не ценит то, что у него есть, а потеряв, еще больше запутывается в своем улиточном внутреннем мире (обрастает щетиной, пьянствует и т.д.)

И насколько твой главный антигерой близко лично тебе?

По возможности стараюсь дистанцироваться, например, есть комикс, что Чувак встречается с персонажем, срисованным совсем с меня. Но, разумеется, это мои мысли и мои чувства. Многие эпизоды – переосмысление того, что происходило лично со мной. Но Чувак может сделать то, чего не хочу делать я. Он может позволить себе превратиться в кого-то, совершить что-нибудь гадкое и циничное, чего я бы никогда не сделал. Может устроить истерику, чего я тоже обычно себе не позволяю, потому что чувствую себя мужчиной и несу ответственность за свои поступки. Он – голем, дубль, которого я создал для того, чтобы отработать свою мысль. Комикс – очень гротескное искусство, вроде цирка. Общественный, личный, гендерный конфликт, лежащий в основе сюжета, должен быть разрешен парадоксальным, гротескным образом. Кстати, никто из тех, кому нравятся мои комиксы, не замечает его подружки. А она ведь тоже выражает мои мысли. Хотя ее хорошие черты я взял у своей жены.

Этот комикс снискал тебе немалую популярность в Интернете.

Не могу сказать, чтобы с Чуваком заработал особенную популярность. Сначала я рисовал и выкладывал комиксы в своем ЖЖ. Можно сказать, делал их для себя. Мне приходила в голову мысль, которая казалась интересной, если выразить ее таким способом. Как оказалось, эти мысли могут быть интересны не только мне. Но каких-либо амбиций по этому поводу у меня не появилось.

Ты планируешь продолжать цикл?

Сейчас у меня есть потребность Чувака прибить. Он достал меня своими мрачностью и цинизмом. Теперь я вижу, что его возможности весьма ограничены. Есть желание сделать полноценный сериал, где Чувак будет всего лишь одним из персонажей. В свежих комиксах у него уже появились постоянные друзья и собеседники, способные задвинуть на задний план. Но для хорошего сериала нужна сильная завязка, нужен клубок отношений, который впоследствии разворачивается и ведет за собой сюжет.

—–

Сайт Захара Ящина: zahar.com.ru
ЖЖ Захара Ящина: zahar.livejournal.com
ЖЖ-трансляция комиксов chuvak-comics.livejournal.com

© Арт-группа “Квадрат”, 2020.

Leave a Reply